Вопрос - ответ

 

Наиболее часто задаваемые вопросы.

 

Вопрос:

- Сколько необходимо провести занятий с моим сыном/ дочерью (14 лет), чтобы произошли положительные изменения/ стал лучше учиться/ расстался с плохой компанией и т.д.

Ответ:

Уважаемый родитель, 14 лет Вы вели ребенка к сегодняшней ситуации. И ожидаете, что за 2-3 занятия произойдут кардинальные изменения. Занятия с психологом - 1час, остальные 23 часа подросток находится в семье, рядом с Вами. Соотношение, как видим, неравное и не в пользу психолога. Сколько и, главное, с кем надо начинать проводить занятия, чтобы добиться простейших результатов? Каждый конкретный случай - это большая история семьи, требующая своего индивидуального подхода.

 

Вопрос:

- Какие медпрепараты Вы могли бы посоветовать в данной (определенной) ситуации?

Ответ:

Психолог - не врач и медпрепараты не может советовать/ назначать/выписывать - это прерогатива врача и только под его строжайшим контролем может проводиться обследование, назначение курса лечения и патронаж. 

  

Вопрос:

- Необходимо ли присутствие родителя на развивающих занятиях с дошкольником?

 Ответ:

 В данном случае понятие "необходимо" - некорректно: развивающие техники наиболее эффективны тогда, когда участники (родитель + ребенок) образовательного процесса выполняют задания с удовольствием и без принуждения. Действовать с позиции "необходимо" - это действовать через принуждение.

 Участвуя вместе с ребенком Вы не только учитесь правильно заниматься и общаться со своим малышом, но и сами развиваетесь, так как данные занятия не имеют возрастных ограничений.

 Каким бы "звездным" не был бы специалист, достигнутые результаты будут носить временный характер, а порой и противоположный ожидаемому, если родитель из этого процесса самоустраняется.

 

Вопрос:

- Можно ли использовать данные развивающие техники для реабилитации и адаптации людей, перенесших инсульт?

 Ответ:

 В мировой практике восстановительного лечения после инсульта ведущее место занимает телесно-ориентированная терапия - тщательно организованный, индивидуально подобранный комплекс упражнений.  Данные развивающие техники также можно использовать, но только в определенной последовательности и в корректной форме, не перегружая, а ориентируясь на состояние человека и, желательно, под наблюдением лечащего врача.

Вопрос:

- В 3 года отдали ребенка в детский сад. С этого момента он стал плохо спать и кушать. Много плачет и капризничает. Часто стал болеть вирусными заболеваниями. Надо ли переходить в другую группу или в другой детский сад?

Ответ:

Вы можете переехать даже в другой город или страну, но... ребенок - это Ваше зеркало, которое отражает Ваш внутренний, скрытый от всех и порой даже от Вас самих, конфликт. Реакции ребенка - это Ваше непринятие ситуации, Ваши страхи. Это первое утверждение, подталкивающее к переосмыслению Ваших действий. И второе: Ваш ребенок очень тяжело проходит адаптацию, которую необходимо было проводить заранее, последовательно и в очень корректных дозах, не наносящих травмы психике ребенка. 

Рекомендация: по возможности сократить "рабочий день" ребенка в садике, не утешая себя тем, что Вам удалось ему объяснить почему он, как и Вы, должен ходить на "работу". В 3 года ребенок еще не может создать логическую цепочку и не в силах провести анализ своих действий, при этом еще сделав правильный вывод. Ведь, этим не могут похвастаться даже некоторые взрослые. Сократив "рабочий день" планомерно проводить процесс социализации - ввод ребенка в социальные группы.

Вопрос:

- Сын, при одном воспитатиле, ходит в садик с удовольствием: мало болеет, слез и каприз нет. С другим сменным педагогом у него полное непринятие группы - плачет, идти не хочет, много жалуется, болеет.

 Ответ:

- Безусловно, нарушен контакт с воспитателем. И необязательно, что это реакция ребенка на голос, тональность или громкость речи. Воспитатель может быть очень интересным и неконфликтным, но ребенок единожды испугавшись или по каким-то своим внутренним критериям неприняв  его, долго будет еще таким образом реагировать. Неисключено и некорректное, грубое обращение с малышом. Но!!! Есть еще один, и как показал опыт, очень важный фактор - это непринятие данного педагога самой мамой или на бессознательном уровне, или в связи с реальным конфликтом. Какие бы причины не были, но во всех случаях - только за стол переговоров и с конкретными предложениями: на что так реагирует ребенок и как можно это нейтрализовать. Ребенок НЕ ДОЛЖЕН получать дополнительную травму. 

Вопрос:

- У дочери, еще со школьных времен, мало друзей. Ей очень сложно контактировать. В компании больше молчит. На студенческие вечеринки практически не ходит, аргументируя тем, что ей с однокурсниками не интересно. На прием к психологу идти отказывается, утверждая, что ей комфортно и в помощи она не нуждается.

Ответ:

- И это вполне реально - девушка чувствует себя уютно и менять ей ничего не хочется. Тревогу испытывает мама, что ее ребенок не такой как все, что она может "упустить свое время" и остаться одна. И родителей понять тоже можно. 

Причины такого поведения бывают разные: модель поведения родителей и характер партнерских отношений;  непроработанная детская травма, корни которой могут произрастать как из самой семьи, так и со школы; интровентированный тип личности, живущий внутренним миром и т.д.

Но какая бы из вышеперечисленных причин не являлась бы базовой и каким бы желанием не горела бы мама, нет смысла рассчитывать на какие-либо действия со стороны незамотивированной дочери - у нее просто нет потребности (если только в угоду маме) менять свой стиль жизни.

Рекомендация может быть только одна - меняться нужно самой маме. Не выталкивать дочь в компании, а самой вести активный образ жизни, даже через "не хочу": бассейны, аквапарки, поездки куда угодно, но только чтобы дочь видела, что это реально интересно. Конечно, не стоит приносить себя в жертву - если Вы сами этого не любите, то дочь увидит Вашу игру и Ваш план не будет реализован. 

Уберите из общения нотации или монологи - диалог основа общения по интересам. Не навязывайте своего мнения - подбросьте мысль, пусть она немного "побродит" в голове у дочери. Не торопите время, возьмите под контроль свои чувства, не отводите им руководящую роль: не плачьте, не причитайте и не сравнивайте свою дочь.

Общайтесь со своими подругами, даже по телефону. Но не сплетни и оговоры, а интересная и с чувством юмора информация. Юмор - это уникальное средство от всех болезней души и тела.

Приобретите маленькую собачку, но не кота. Собаку надо выгуливать - а это уже активность.

Проанализируйте что нравится Вашей дочери, чем она могла бы увлечься. Корректно подкиньте мысль или идею, которой она могла бы заинтересоваться.

Помните про золотое правило воспитания: "Делай как я"!

Вопрос:

- Можно ли в центре провести психодиагностическое обследование ребенка на предмет "Взаимоотношения внутри семьи", которое необходимо для бракоразводного процесса?

- Да, в центре проводится психодиагностическое обследование. Но рассчитывайте на то, что точные результаты психодиагностики могут быть только после 3-4 занятий. Невозможно дать точный ответ о состоянии ребенка и его взаимоотношении с родителями за одну встречу. На первом сеансе часть времени уйдет только на адаптацию малыша. К тому же, каждое задание - это определенная нагрузка на психику ребенка, он не готов выдержать 3-4 тестовых задания в течение одного часа.